Webrating Webrating
Webrating
Rambler's Top100
  О проекте WEBRATING
  Оперативная информация
 
Новости
Вестник Интернет-рекламы
Форумы
События
  Инфоцентр
 
Статьи
Каталог ресурсов
Глоссарий
  Рынок
 
Каталог рекламных площадок
Каталог ведущих агентств Интернет-рекламы
Каталог технологических компаний
Лица Интернет-рекламы
  Мода на блоги  

Виртуальное общение развивается недавно и по этой причине оно меньше других его форм зависит от традиций. Однако на первый взгляд привкус традиционности можно быть усмотреть в том факте, что в XXI веке одним из важнейших средств такого общения наряду с электронной почтой, Интернет-пейджерами типа ICQ, конференциями и чатами, стали онлайновые дневники в Интернете на сайте LiveJournal (www.livejournal.com). Далее мы будем для краткости называть их совокупность устоявшимся термином ЖЖ - «живой журнал», хоть это не совсем дословный перевод названия сайта, который позволяет почти любому желающему зарегистрироваться и делать свой сколь угодно часто обновляемый дневник. Казалось бы, откровенных дневников в Сети и без того без счета, начиная со старинного сервера «The Well» (www.well.com/aboutwell.html). Но на сегодняшний день самым совершенный способ сетевого общения можно наблюдать именно в «Живом журнале» - в проекте проживающего в Америке австралийского программист Брэда Фицпатрика. Если считать, что есть какой-то экстракт сетевой культуры - вот это он и есть.

Многие участники ЖЖ принадлежат к истэблишменту, и неслучайно, что Живой Журнал фактически раскрутили патриархи русский сети Роман Лейбов и Антон Носик. Так что если ЖЖ и может считаться каким-то андерграундным местом, то тогда, как говорит известный кинокритик Сергей Кузнецов, уж чем-то похожим на контркультуру семидесятых годов, где, конечно, были подпольные художники, но почему-то все детство мы читали книги с их картинками, купленными в магазине на углу.

По словам Романа Лейбова, разница между ЖЖ и другими формами онлайнового общения «видна невооруженным взглядом»: в телеконференциях и веб-форумах «нет личного пространства». В них, конечно, еще много чего нет, но существеннее всего именно это отличие. Телеконференция в целом или конкретный сетевой спор (так называемый флейм) не являются собственностью участников. А дневник является собственностью. Несмотря на то, что все записи в ЖЖ хранятся на сайте www.livejournal.com.

Техническая прелесть ЖЖ состоит в специальной удобной программе для обновления записей, не требующей браузера, и в системе «френдов», которая и сбивает с толку новичков, наводя на мысли о посетителях не то гостевых книг, не то телеконференций, хотя это ни то, ни другое (и, как правило, не друзья в бытовом понимании). Любая запись в ЖЖ может быть публичной (т.е. её может прочесть любой), приватной (т.е. её может прочесть только сам пользователь), или она может быть только «для друзей». В последнем случае только некоторые специально выбранные пользователи журнала могут прочесть эту запись.
Бывает, что в дневниковую запись как бы для себя добавляется фраза, трудно совместимая с жанром дневника в чистом виде и рассчитанная явно на внешний взгляд. Можно пытаться классифицировать ЖЖ на приближающиеся к дневниковому полюсу и ориентирующиеся на внешний взгляд. В первом случае имитируется желание сделать запись на память, во втором делается попытка спровоцировать на общение (комментарии).
Полезное изобретенеие Лента - страница ЖЖ, на которой появляются по мере обновления записи всех френдов данного пользователя. Система LiveJournal сделана очень продумано и изящно (это можно по достоинству оценить либо на практике, либо прочитав справочник www.livejournal.ru/general_faq.shtml). И в этом огромная заслуга автора и идеолога системы Брэда Фицпатрика.
.
Свой первый крупный сетевой проект - сайт для голосования в Сети (www.freevote.com) Фицпатрик сделал, когда ему было шестнадцать лет. Позднее он создал специальный язык разметки (www.bradfitz.com/bml), который облегчал внесение больших изменений сразу во всю базу данных и самостоятельно форматировал текст. Однажды Фицпатрик, который сам вел онлайновый дневник с 1997 года, захотел, чтобы его друзья могли не только читать и комментировать его записи, используя простой интерфейс, но и вести свои собственные дневники. И в начале 1999 года (Брэду тогда исполнилось уже 19) он сделал отдельную программку (на профессиональном языке называемую «клиентом»), который позволял всем желающим, даже не запуская браузера, легко обновлять отдельные дневники, хранящиеся в одной базе данных. В апреле того же года он зарегистрировал домен livejournal.com и запустил там свой сервис. А к началу 2001 года про него прознали русские... в результате чего сообщество ЖЖ стало расти такими огромными темпами, что ныне число его членов перевалило за полмиллиона.
Антон Носик считает, что «русские», то есть русскоязычные пользователи Интернета в какой-то мере выступили «дрожжами», на которых в конце девяностых «разбухло» сообщество пользователей ICQ. Просто русские очень восприимчивы к новинкам, и, главное, главное им надо общаться на просторах от Лос-Анджелеса до Хайфы и Владивостока. Наверное, позволительно считать, что похожая ситуация имела место с Живым журналом, который стал был расти именно с того момента, когда в нем стало быстро расти русскоязычное сообщество, которое в абсолютном выажении занимает пятое место по численности после США, Канады, Великобритании и Австралии. Заодно русские написали и самого совершенного клиента для обновления дневников.

Брэд Фицпатрик до сих пор не поставил ни одного рекламного баннера на страницах дневников, хотя мог бы заработать на этом миллионы долларов (заработать на свой «Пежо», как полушутливо писал сам автор проекта). В настоящий момент LiveJournal работают шесть штатных сотрудников и сотни добровольцев, которые занимаются, главным образом, технической поддержкой. Сейчас платных пользователей LiveJournal, каждый из которых вносит по 25 долларов в год, чуть более 10 тыс. человек (то 4,3% от числа всех пользователей ЖЖ), что приносит не более 300 тыс. долларов в год. Но по прогнозам в 2002 г. проект принесет существенно-большую прибыль.

ЖЖ-админы поставили новую систему создания дневников - систему приглашений. Согласно этой системе, чтобы открыть новый счёт, юзер должен либо сразу за него заплатить, либо получить от существующего юзера пригласительный код. Существующие юзеры получают всего по одному такому коду (бесплатные юзеры) или пять штук в месяц (платные юзеры). Но пока сервис остается бесплатным, число его членов неуклонно растет. В их числе некоторые русские писатели, а также внушительное число отечественных «глянцевых» журналистов. И самая главная прелесть ЖЖ всё же не в личном дневнике - его можно вести и офлайн, а в правильно подобранном сообществе. Не было бы в нем всех этих людей (www.livejournal.com/users/fif/friends), большинство скорее всего потерло бы интерес к ведению такого дневника в Интернете.

В ЖЖ больше всего семнадцатилетних пользователей, впрочем, тинейджеры преобладают скорее не в российской части ЖЖ. Писатель Александр Николаевич Житинский, который всегда тонко чувствовал куда ветер дует, недавно перенес обсуждения своего ЛИТО в Живой Журнал.- пример показательный.

Почти ни в каком дневнике в ЖЖ не складывается сюжет. Так что возможность переноса в виртуальность «вещества жизни» пока не придумано. Свою жизнь не перескажешь - это ж как сон пересказать, одна только видимость. И дело не в писательских талантах. Ведь и виртуальный дневник не снимает противоречие между писанием и проживанием, умозрительным и реальным существованием. Самое главное остаётся за кадром, потому что мысль нужно, не «расплескав», донести до виртуального дневника. А пока не придумано системы, чтобы мысли прямо по электродам в голове передавать в ЖЖ, нужно каждый раз подключаться, набивать текст, редактировать, отправлять, то есть, отставать от своего жизненного ритма. еще до эпохи онлайновых дневников , , , . «» , другой француз « ».

ЖЖ создает ощущение нахождения в большой компании, которая собрана со всего мира. Конечно, похожее ощущение создают листы рассылки, чаты, телеконфернции и в целом Всемирная Паутина. Однако для предмета настоящей статьи важней всего то, что форумы Живого Журнала - это большой шаг вперед в сетевом общении, потому что попытавшись найти собеседников на других не слишком замкнутых форумах, вы обнаружите, как сильно отличается от него тональность и манера общения. Один из членов ЖЖ даже сравнил его с великосветским раутом. Ничего не стоит послать беспардонное анонимное сообщение в обычный веб-форум. Вот поэтому нередко и наблюдаешь в сети трамвайное хамство. В случае с ЖЖ можно говорить об авторской стратегии, созидаемой не один день и не одним постингом. Члены сообщества ЖЖ - как персонажи телесериала, поэтому чуть больше прочих отвечают за свои слова и поступки. Почти ни у кого в дневнике сюжета нет, зато есть образ.

Кстати, у ЖЖ есть еще одно большое преимущество - человек там просто пишет, о чем хочет. А в других формах виртуальной коммуникации желательно писать "по теме".

Говоря же более обще, определяющим фактором в электронной переписке становится экономия усилий отправителя и получателя: первый из них заинтересован в том, чтобы написать меньше, но быть понятым собеседником на том конце провода. Баланс их интересов и определяет здесь правила хорошего тона. Это, к примеру, пренебрежение правилами грамматики и орфографии. Если же знаки препинания используются, то они большей частью лишь отражают интонацию устной речи: скажем, многочисленные троеточия передают лень, медлительность, сонливость или просто темп речи говорящего. В ходу прямое отражение устной речи в письменной: к примеру, написание «о-о-о-чень большой». Нередко люди в своих электронных отправлениях совершают так называемые ложные шаги, типичные для устной речи. То есть человек, написав абзац не совсем о том, о чем бы ему хотелось, тем не менее, не возвращается назад, а просто помечает в заключительной фразе, что «на самом деле это не совсем так», «все это я напрасно говорю» и т.п. Что опять же выступает примером сохранения в виртуальном общении произвольности устной речи.

Тут я позволю себе маленькое отступление. Известно, что в хорошо составленной заметке одна информационная единица повсюду заключена в одно предложение, а один абзац составляет одну мини-тему.
При этом, абзац хорошо воспринимается, когда целиком удерживается в зрительном поле. В электронном же письме абзац иногда полностью не помещается на экране. Поэтому e-mail пишут короткими абзацами. И в целом они отличаются наличием множества пустых пространств: пустая строка добавляет мало байтов, но большое понимание.

То, что пишется в чате - печатается со скоростью говорения, редактура текста минимальна или отсутствует (впрочем, иногда бывает неудобно даже перечитать текст в окошке сообщения). Таким образом, налицо письменная фиксация устной речи, когда совершенно нормальным становится такое понятие как «виртуальная дикция».
Однако виртуальное общение может быть скорее всего определено как потеря преимуществ и письменной речи, и устной, ведь мы все равно не видим мимику собеседника и занимается его «конструированием» (о чем ниже).

Отсутствие содержания в «чатских» беседах компенсируется его украшательством. И, право, многие (более или менее «взрослые») разговоры в форумах и чатах наворочены «умными цитатами» и прочей словесной эквилибристикой.
Если же человек в чате или форуме начинает долго говорить стихами, чего он очевидно не делает в обычной жизни, то через некоторое время ему требуется так называемая терапия воссоздания реальности: в чат посылается фраза «дай-ка я пойду чайку попить». Я думаю, этот эффект вы все наблюдали.

Однако реальность, которая не давит, она и не дает опоры (в полном соответствии законами ньютоновской физики). В результате в чатах получается что-то вроде театра абсурда - нет большой потребности в обычной логике.

Еще один необычный эффект при общении в чатах дают собственные ремарки беседующих. В театральной пьесе ремарка - это авторский текст, комментирующий действия героя. В чате человек, комментируя свои действия как бы со стороны, внешне достигает раздвоения личности: «что-то никого не видно (осматриваясь)», «ну, мне пора (зевая и посматривая на часы)» и т.п.
При виртуальном общении говорящий всегда занимается конструированием адресата - чаще всего невольно. Это есть компенсирование его открытости, ведь адресат на том конце провода открыт, как дыра (можно даже сказать, что он открыт, как собственно сам Интернет).

В целом виртуальное общение характеризуется более мягкими отношениями. Они же в общем случае переносятся на встречи виртуальных собеседников лицом к лицу.

Частично это относится и к общению через личные дневники с той разницей, что записи можно обдумывать, редактировать, удалять...
«В искусстве наше столетие научилось любить себя, отражение своих собственных черт: фрагментарность, невнятность, бессодержательность, расплывчатый... взгляд на человеческий удел», - писал Йосиф Бродский про ХХ век. В новом веке эта характеристика похожа останется в силе, но только фрагментарность нашей жизни отразится в экране монитора - для тех, чей дневник еще не окончен. К примеру, мы уже можем наблюдать «живой дневник» парня, который погиб в башне небоскребра Торгового центра в Нью-Йорке в день своего рождения. А это только одна из страниц Живого журнала вызвавшая брожение умов.

 

Андрей Травин, май 2002 



Интернет-агенство Промо-Ру Rambler's Top100 TopList Powered by Communiware
© 2017 All rights reserved. info@webrating.ru Информация о сайте